Требования к написанию программы воспитания
Программа воспитания успешной личности.
«Семь вершин успеха».
В начале года ученик заявляется на участие в выбранной им сфере деятельности, в рамках которой предлагается ряд мероприятий, где ребёнок может себя проявить и реализовать. В конце года проводится церемония награждения – присуждение «звёзд» выдающимся личностям за отличие в какой-либо сфере деятельности. Награждение осуществляется в разных номинациях:
- «Золотой фонд школы»
- «Навстречу открытиям»
- «Чемпион года»
- «ВиТа» (вдохновение и талант)
- «Лидер»
- «Золотое сердце»
- «Открытие года».
Это выражение признания поступков и достижений конкретного человека со стороны всех участников программы. У большинства учащихся в течение года есть возможность сделать заявку на то, чтобы его заметили.
НОМИНАЦИЯ «ЗОЛОТОЙ ФОНД ШКОЛЫ»
Правила:номинироваться учащиеся могут самостоятельно, автоматически номинантами становятся хорошисты и отличники прошлого учебного года. Номинанты вписываются в экран соревнований.
Критерии:оценки 4 и 5 за все четверти по всем предметам.
Примерный график мероприятий:
- Презентация номинации: сентябрь, школьная линейка.
- Заявки на участие до 1 октября.
- Интервью, прогнозы, опросы в течение каждой четверти.
- Определение победителей: каждую четверть.
- Определение лауреата и парад представителей «Золотого фонда школы»: на последней школьной линейке.
Награждение:
- учреждается переходной вымпел победителя (с вручением диплома) за четверть,
- парад представителей «Золотого фонда школы» на последней школьной линейке.
- грамота за 2-е и 3-е места;
- диплом и кубок победителя за 1 место.
И так далее.
Современной целью работы педагогического коллектива
школы на ближайшие годы является:
всестороннее развитие личности ребёнка путём создания необходимых условий для сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья учащихся.
ЗДОРОВЬЕ — это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. Определение здоровья было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения.
Физическое здоровье человекаэто двигательная активность, рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены и безопасного поведения, умение сочетать отдых и работу, физический и умственный труд. Эта составляющая здоровья предусматривает отказ от курения, употребления алкоголя и наркотиков, других вредных привычек.
Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах детства, то есть, удовлетворение возрастных потребностей ребенка, успешность овладения им ведущей деятельности возраста. А также занимаясь умственным, психическим развитием ребёнка, следует помнить о его духовном развитии, развитии личности, т.е. психологическом здоровье.
Социальное здоровьепонимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в обществе.
Целевым направлением воспитательной системы школы является:
Создание в школе единого воспитательного пространства, способствующего успешной социализации учащихся в окружающем мире, главной ценностью которого является полноценная психически и физически здоровая личность с устойчивым нравственным поведением.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Создание благоприятных условий для развития у учащихся мировоззренческого интереса к познанию.
2. Формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, внутренней системы нравственных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.
4. Содействие формированию сознательного стремления учащегося к здоровому образу жизни, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.
5. Развитие потребности в самореализации творческого потенциала, заложенного в каждой личности.
6. Развитие способности у учащихся к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
7. Поддержание, укрепление и обновление школьных традиций, способствующих созданию общешкольного коллектива.
8. Укрепление системы ученического самоуправления как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого учащегося.
9. Развитие методической работы в школе, призванной оказывать помощь классному руководителю и создавать условия для развития творческого потенциала и педагогической индивидуальности классного руководителя.
10. Продолжить работу с ПДН и др. субъектами профилактики по профилактике правонарушений среди подростков.
11. Увеличить количество учащихся, занимающихся в учреждениях дополнительного образования и школьных кружках и секциях.
12. Привлечение учащихся и их родителей к учебно–воспитательному процессу школы.
Содержание системы (направления воспитательной деятельности)
1. Развитие познавательного потенциала личности. В процессе приобретения житейских знаний, их систематизации и обогащения в процессе обучения, самостоятельной работы, разнообразной внешкольной и внеклассной деятельности формируется система научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений.
2. Духовно –нравственное воспитание, как показателя воспитанности формирующейся личности. Воспитанность проявляется в осознании нравственных норм, их принятии, потребности и умении их применять. Сознательная дисциплина, уважение к труду и к людям труда, культура общения, культура речи, экологическая культура, ответственность личности за свои поступки, ее внешний облик – результат нравственного воспитания. Особо рассматривается воспитание толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания, формирование умения противодействовать асоциальным проявлениям, знание правовых норм поведения и руководство ими в повседневной жизни.
3. Воспитание гражданственности, патриотизма и правовой культуры, направленное на формирование общероссийской и национально-культурной идентичности (привязанности, сопричастности), активное участие в жизни страны, края. Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения, уважение законных прав и интересов как сограждан, так и людей другой национальности и вероисповедания; формирование электоральной культуры личности. Формирование правовых основ поведения. Формирование правовой культуры.
4. Воспитание основ экономической культуры и культуры труда (жизненное самоопределение), учитывающее уровень современных научных знаний, исторических и культурных традиций нашего общества. Ориентация на активную трудовую деятельность предполагает учет нравственных принципов и требований социальной справедливости. Важное значение для жизненного самоопределения личности, воспитания трудолюбия имеет проводимая в школе работа по профессиональной ориентации. (Приоритетное направление воспитательной деятельности школы ).
5. Экологическое воспитание: ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью.
6. Эстетическое воспитание как процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного (в отличие от безобразного) в искусстве и жизни, развитие эстетического вкуса на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, стремление привнести прекрасное в реальную жизнь.
7. Физическое воспитание, направленное на развитие потребности в здоровом образе жизни и стремление быть красивым и сильным духом и телом. Большую роль в формировании такого отношения играют семья и использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
8. Семейное воспитание. Семья – первая школа общения растущего человека, в условиях которой приобретается нравственный опыт поведения, воспитывается уважение к старшим, братьям и сестрам, развивается потребность заботиться о престарелых и больных, формируются навыки ведения домашнего хозяйства. Главным средством воспитания в семье является личный пример отца и матери, отношениям которых с детьми и подражают молодые люди, создавая свою семью.
Традиционные дела школы.
День Знаний
День Здоровья
Осенний марафон
Вступление в ДО «Родник»
День Учителя
Осенний бал
Новогодние праздники
Парни, вперёд!
Праздник женщин и весны
Благотворительная ярмарка
Матч века
Последний звонок
Открытие звезды выпускников.
Воспитательные модули.
Сентябрь – Дни Байкала.
Октябрь – месячник правовых знаний.
Ноябрь – Интеллектуальный марафон
Декабрь – месячник борьбы с курением и СПИДом.
Февраль – «Защитникам Отечества посвящается»
Март – месячник Науки.
Апрель – Вахта памяти.
Май – Дни защиты детей.
Июнь – За здоровый образ жизни.
Кружки и студии
Художественно-эстетическое направление:
Вокальный – 1-4 класс
5-9 класс
Домашний очаг 3-8 класс
Развивающее направление:
Увлекательный мир логики – 1-2 класс
Познай себя – 5-9 класс
Планета загадок 2-4 класс
С компьютером на ТЫ 7-9 класс
Let s speak English 5-7 класс
Happy English 2-4 класс
Туристско-краеведческое направление:
Поиск (краеведческий) – 9-11 класс
Военно-патриотический 5-11 класс
Естественнонаучное направление:
Юный химик – 8-11 класс
Критерии оценки (Рейтинг) работы классных руководителей
Ведение документации:
Баллы | Своевременное | С опозданием на неделю | С опозданием более чем на 1 неделю | ||
1 | Классный журнал |
0-2 |
2 |
1 |
0 |
2 | Личные дела |
0-2 |
2 |
1 |
0 |
3 | Дневники обучающихся |
0-2 |
2 |
1 |
0 |
4 | План воспитательной работы |
0-2 |
2 |
1 |
0 |
5 | Социальный паспорт |
0-2 |
2 |
1 |
0 |
6 | Рабочая тетрадь классного руководителя (с группой риска) |
0-2 |
2 |
1 |
0 |
7 | Протоколы заседаний родительских собраний |
0-2 |
2 |
1 |
0 |
8 | Планы-конспекты классных часов и внеклассных мероприятий (методическая копилка) |
0-2 |
2 |
1 |
0 |
9 | Диагностика и мониторинг |
0-2 |
2 |
1 |
0 |
- Проведение тематических родительских собраний не менее 1 раза в четверть.
Явка родителей:
— 50% и более – 5Б
— менее 50% — 2Б
— менее 25% — 0Б
- Классные часы и мероприятия по установленным нормам (2 мероприятия в месяц, 1 из которого может быть общешкольным) – по 1Б
- Проведение систематической профилактической работы.
Отсутствие правонарушений – 2 Б
Наличие правонарушений – 0 Б
- Мониторинг уровня воспитанности.
Повышение – 10 Б
Без изменений – 5 Б
Снижение – 0 Б
- Организация качественного дежурства в школе: 5 Б
- Контроль за посещаемостью.
Пропуски:
Нет пропусков по неуважительной причине – 5 Б
Без изменений, увеличение – 0 Б
- Участие в конкурсах.
- Школьные:
Победа – 4 Б
II место – 3Б
III место – 2 Б
- Районные:
I место – 6 Б
II и III место – 5 Б
Участие – 4 Б
- Областные:
I место – 10 Б
II и III место – 8 Б
Участие – 6 Б
- Российские:
I, II, III место – 25 Б
Участие – 8 Б
- Организация экскурсионной работы: посещение выставок, театров, музеев, предприятий.
3 Б – за каждое
Менее 50% — 0 Б
- Опоздание учащихся на занятия:
Нет – 2 Б
Без изменений, увеличение – 0 Б
Документация необходимая для работы классного руководителя (Пояснения: разделы, выделенные серым цветом — обязательны; выделены красным цветом — можно менять форму таблицы)
1. Социальный паспорт
2. Дневник классного руководителя
Структура Дневника классного руководителя.
Каждый раздел (внутри блока) размещается на отдельном листе и заполняется или от руки, или в электронном виде. Все листы собираются в файловой папке. Разделы следуют так, как удобно каждому классному руководителю. Часть информации можно поместить и на стенд (классный уголок).
I блок. Общая информация
1. Титульный лист
Дневник классного руководителя
Ф.И.О.
Класс
20.. /20.. учебный год
Анализ ВР за предыдущий год.
2. Психолого-педагогическая характеристика класса
3. Социальный паспорт класса
-
Категория детей
Фамилии, имена
Кому необходимо бесплатное питание Малообеспеченные семьи Многодетные семьи Семьи без отца или матери Находящиеся под опекой Группа риска а) на учете в ПДН, КДН
б) на внутришкольном контроле
Неблагополучные семьи: а) родители пьют
б) родители не оказывают должного внимания
в) родители не справляются с воспитанием ребенка
г) родители состоят на учете в милиции
4. Сведения об учащихся и их родителях
(можно раздать всем ученикам класса 1 сентября, без второго и последнего столбца)
№ п/п |
№ личного |
Фамилия, имя |
Дата рождения |
Родители |
Адрес |
Телефон |
Группа |
1 |
|
|
|
|
|||
2 |
|
|
|
|
5. Статистика
Годы |
Мальчики |
Девочки |
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
6. Дни рождения детей
(удобно для проведения Дня Именинника и поздравлений, висит и на стенде)
сентябрь |
|
|
|
|
|
октябрь |
|
|
7. Общественные поручения учащихся
(висит на стенде)
№ |
Фамилия, имя |
Поручения |
|
ответственные |
помощники |
||
|
|
|
|
8. График дежурств по классу
(висит на стенде)
День недели |
Фамилия Имя |
Понедельник |
|
Вторник |
|
Среда |
|
Четверг |
|
Пятница |
|
Суббота |
9. Сведения об участии учеников в трудовых делах
(заполняет ученик, отв. за трудовой сектор; висит на стенде)
Указывается дата дежурства и оценка (количество столбцов на триместр)
№ п/п |
Список |
Дежурство по классу |
Дежурство по школе |
Генеральная уборка |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. Расписание уроков класса
(висит на стенде)
11. Цепочка для срочного оповещения учащихся
(висит на стенде, в 1 строке указываются фамилии и телефоны ответственных, кому звонит староста по поручению классного руководителя)
Достаточно педагогу сделать только 1 звонок, чтобы весь класс узнал
1-ая группа |
2-ая группа |
3-я группа |
Безродных Саша т: 3 — 43 |
Герасин Илья Т: 6-74 |
Семецова Соня Т: 3- 85 |
Попов Дима |
Цимбалюк Женя |
Стальманская Н |
Гониашвили Рус |
Шарабурак Макс |
Нестерова Наташ |
Фитисов Алёша |
Затопляева Надя |
Ушаков Валерий |
12. Сведения об участии учеников в делах класса
№ |
Фамилия, имя |
Список мероприятий |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13. Сведения об участии учеников в делах школы
№ |
Фамилия, имя |
Список мероприятий |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 Тематические классные часы
(висит на стенде)
Месяц проведения |
Тема |
Ответственные (кто готовит, проводит) |
Сентябрь |
|
|
Октябрь |
|
|
|
15. Олимпиады
Фамилия, имя |
Предмет |
Статус |
Результат |
|
|
|
|
16. Участие в творческих конкурсах
Фамилия, имя |
Название конкурса |
Статус |
Номинация (тема) |
Результат |
|
|
|
|
|
17. Участие в выставках
Фамилия, имя |
Название выставки |
Статус |
Тема работы |
Результат |
|
|
|
|
|
18. Сведения о занятости учащихся во внеурочное время (в школе)
(кружки, факультативы, спортивные секции, дополнительные занятия и пр.)
Фамилия, имя |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Суббота |
|
|
|
|
|
|
19. Сведения о занятости учащихся во внеурочное время (вне школы)
Фамилия, имя |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Суббота |
Воскресенье |
|
|
|
|
|
|
|
20. График работы кружков в 20__/20__ учебном году
№ |
Наименование коллектива |
Ф.И.О. руководителя |
понедельник |
вторник |
среда |
четверг |
пятница |
суббота |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II блок. Воспитательная работа
21. Перспективный план воспитательной работы на учебный год
22. Общешкольные мероприятия
(выдается администрацией школы)
№ |
Дата проведения |
Наименование мероприятия |
Ответственные (кто проводит) |
Классный руководитель |
|
|
|
|
|
23. Циклограмма работы классного руководителя в течение года
24. Циклограмма работы классного руководителя в течение недели
День недели |
Вид деятельности |
Понедельник | Дежурство по школе
Работа с учителями-предметниками |
Вторник | Совещание |
Среда | Посещение уроков в классе
Работа с активом класса |
Четверг | Проверка дневников |
Пятница | Классный час |
Суббота | Работа с родительским комитетом (2 сб.)
Встреча с родителями учащихся |
Воскресенье | День самообразования |
25. Перспективный план работы с классным коллективом
(в формате «альбомный лист»)
Направления воспитательной работы |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
Я — гражданин |
|
|
|
|
Развитие творческой активности |
|
|
|
|
Спортивно-оздоровтиельное, экологическое напр. |
|
|
|
|
В страну знаний |
|
|
|
|
КТД |
|
|
|
|
Тематические |
|
|
|
|
Профилактика правонарушений |
|
|
|
|
Работа с родителями |
|
|
|
|
26. План-сетка
(заполняется на каждый месяц)
Пример на сентябрь
понедельник |
вторник |
среда |
четверг |
пятница |
суббота |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
27. Диагностика
(в этом разделе собирайте результаты анкетирования учащихся, диагностирование по различным направлениям, в том числе обязательно результаты социометрического исследования (проводится в конце первой четверти) и уровня воспитанности (проводится в апреле)).
29. Работа с трудными учащимися (заполняется отдельно на каждого ученика)
1) Характеристика
2) Лист контроля
Дата |
Нарушения |
Проведенная работа |
|
|
|
31. Тематика родительских собраний
Дата проведения |
Тема собрания |
Форма проведения |
|
|
|
32. Готовимся к родительскому собранию
(здесь собираем свои «черновики» собраний, необходимый материал для выступления, обсуждения и пр.)
33. Учет посещаемости родительских собраний
№ |
Фамилия, имя ребенка |
Даты проведения собраний |
||||
|
34. Протоколы родительских собраний
35. Анкетирование родителей
(в этом разделе собирайте результаты анкетирования родителей по различным направлениям)
36. Родительский актив класса
№ п/п |
Ф.И.О. |
Телефон |
Направление деятельности |
1 |
|||
2 |
|||
3 |
|||
4 |
|||
5 |
III блок. Инструкции и документы
37. Положение о родительском комитете.
38. Положение о классном руководителе.
39. Воспитательная программа школы.
40. Инструкция по охране труда при проведении массовых мероприятий (вечеров, утренников, концертов, слетов и др.)
41. Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий, экспедиций 42. Инструкция по охране труда при перевозке обучающихся, воспитанников автомобильным транспортом
43. Инструкция по пожарной безопасности при проведении новогодних праздников
44. Положение о конкурсе «Лучший класс года»
IV блок. Разное
45. Это интересно
(В этом разделе собирается информация об интересных выставках, спектаклях, музеях и пр., найденная в средствах массовой информации и полученная от коллег.)